|
Главная » 2010 » Февраль » 17 » ГРИНБЕРГ. КРИЗИС.
|
Сегодняшний МЭК не закончится(как не кончался его великий депрессивный предшественник 29-го года), пока плутократический капитализм, ориентированный исключительно на прибыль, "эффективный менеджмент" и пр. не сменится идеократическим капитализмом. Сегодняшнее преимущество китайского госкапитализма не в его национализме, не в дешевизне рабсилы и пр. Он идеократичен по своей сути. И ПП это прекрасно понимают. На чистом потреблятстве из этого кризиса не выехать, и идеологией его не сделать. При этом развитие "потреблятской" идеологии связано с техническим прогрессом очень косвенно. Более того, сам процесс формирования идеократического капитализма в ходе МЭК накладывается на глубинные ценности каждой развитой страны. В США это религиозность "сердца Америки", в Германии - возврат к "подлинно немецким ценностям", в России - выплавление сложного сплава из советского, имперского и постсоветского опыта. Этот процесс можно ускорить, но незначительно. директор Института экономики РАН, профессор Московской школы экономики МГУ Руслан Гринберг:
На этот раз мы стали жертвой рыночного фундаментализма или концепции неолиберальной экономики, которой нас усиленно "потчевал" Запад и которая давно отвергнута всеми развитыми странами в качестве основы для развития экономики. Российских реформаторов Запад настойчиво уговаривал, потому что хотел испытать "в деле" эту концепцию, ставшую популярной в конце 1970-х годов на фоне тогдашней стагфляции и энергетического кризиса. Но делать объектом испытаний свои страны западные экономисты и политики опасались. И не зря. Чем эта концепция привлекла наших реформаторов? Во-первых, требованием максимальной свободы частному предпринимательству. Во-вторых, установкой на демонтаж любого государственного вмешательства в экономику под девизом: Чем меньше государства, тем лучше, хотя этот лозунг и глуповат, и несбыточен. В-третьих, обусловленным бездействием и, значит, безответственностью чиновников за происходящее в экономике. До поры до времени такая философия казалась безальтернативной, и только теперь - во многом благодаря глобальному кризису, обнаруживается ее банкротство. Установка на безбрежный либерализм позволяет быстро и бесконтрольно обогащаться немногим, но не годится для развития экономики. У нас еще сохранились остатки советского научно-технического потенциала, его использование многое может дать. А для начала нужно бы провести честную инвентаризацию того, что еще осталось в нашем распоряжении. Выделить перспективные отрасли и помогать им, строго спрашивая за результат и контролируя его. Иначе говоря, нужна 1. последовательная политика "кнута и пряника", 2. государственные деньги, 3. строгий контроль над их расходованием и 4. определенный протекционизм за счет частичного закрытия рынков от импортных товаров. Целенаправленная защита некоторых сегментов внутреннего рынка сегодня не только необходима, но и возможна, несмотря на ВТО. Наши власти это хорошо понимают и начинают действовать. Правда, здесь возникают серьезные риски другого рода: закрывая рынок, мы можем убить потребителя, не родив производителя. Поэтому я бы предпочел осторожные конструктивные действия в поисках баланса интересов того и другого. В общем, после проведения упомянутой инвентаризации всей "материальной части" страны надо отобрать приоритеты и работать по намеченной линии. Следует сформировать три группы производств, нуждающихся в господдержке в соответствии с тремя критериями. Первая из них - отрасли, где у нас есть еще шанс сравняться с лидерами: 1. самолетостроение, 2. судостроение, 3. атомное машиностроение, 4. космос, есть возможности в 5. химической промышленности. Вторая группа - отрасли падающие, но социально важные: их надо спасать, потому что там занято огромное количество людей. Например, можно бы и пожертвовать собственным автопромом, очень сильно отставшим, отдать рынок зарубежным компаниям. Но что делать с людьми? Что будет, если, скажем, закрыть АвтоВАЗ? Скорее всего социальный взрыв, и я в этом вопросе на стороне правительства: завод надо поддержать, при этом способствуя его модернизации, допустим, с "Рено-Ниссан". И третья приоритетная категория - производства, нуждающиеся в поддержке по соображениям национальной безопасности. Это не так легко, как кажется: мы лишились множества первоклассных проектных бюро, растеряли квалифицированных рабочих, техников. Дело даже не в финансах, проблема - комплексная, потому что разрушение шло по всему фронту. Почему-то считается, что государство противостоит свободе предпринимательства, враждует с ней. Но, если хоть немножко подумать, это совсем не так. Ту же свободу предпринимательства должно обеспечить государство - рынок-то ее уничтожает. И нет в мировой истории примеров рынка без государства. Так что оно - часть рыночной системы. Я напомню: в России в свое время была сделана ставка на "невидимую руку рынка", которая все сама отрегулирует. Абсолютизация этой идеи - большая глупость, и на Западе, который вбросил нам в 80-е годы эту бездумную концепцию, ни одна страна так не живет. А мы ее сделали руководством к действию. Мы сжимаем денежную массу 15 лет и не можем обуздать рост цен, а Запад этого не делает - и рост цен там 2, от силы - 3 процента. Значит, в наших действиях ошибка. В чем дело? Есть две точки зрения. Одна сводится к тому, что инфляция - феномен, порождаемый чрезмерным количеством денег в обращении. Тогда все просто: нужно ограничить денежное предложение на рынке и инфляция исчезнет. Но в переходных экономиках, особенно российской, такая схема не работает. Все сложнее, и борьба с ростом цен - тоже. Моя, и не только моя, позиция такова: есть способы неинфляционного распределения денег в экономике, если этот процесс должным образом контролировать. Потому что у инфляции есть другие причины, помимо "излишка" денег в экономике, например, монополии, картельные сговоры. Исключительно рестриктивная, то есть ограничительная денежная политика, направленная на сжатие денежной массы, ведет в тупик.
Нужны логически понятные неденежные меры, например, антимонопольные, чтобы разнообразные тарифы с нового года не прыгали до небес, вот тогда, вместе с монетарным, денежным контролем это даст эффект. Допустим, надо построить мост, требуется два миллиона. Половину почти наверняка украдут. Но мост все равно построят а деньги разойдутся по экономике, и это лучше, по-моему, чем тратить их на покупку американских бумаг и таким образом финансировать войну в Ираке. Чтобы не рисковать резким ослаблением рубля, можно вводить ограничения на движение капитала, не обязательно жесткие. Например, в мире стала популярной идея введения так называемого налога Тобина для создания барьера на пути спекулятивного капитала.
|
Просмотров: 506 |
Добавил: gersen
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|